Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

7.Сакович Н.В. Социальные проблемы тружеников тыла: организация здравоохранения в Горьковской области накануне и в годы Великой Отечественной войны [Текст]: учеб. пособие. Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. 75 с.

8.Из воспоминаний Морковкина А. П.

9.Текст из наградного листа от 23 марта 1945 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=25724022&tab=navDetailManAward

Н.С. Мостовая,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ЛЕТОПИСЬ МОЕЙ СЕМЬИ. «МАЛЫШКА ЗИНА»

Сбором информации о семье я занимаюсь вместе с папой. Он ведет эту работу с 2001 года и заинтересовал этим меня. В течение долгих лет мы с ним встречались с нашими родственниками, близкими и дальними, и просто беседовали с ними. Вот так, за чашкой чая, мы и открывали для себя историю нашей семьи. Разговорами мы не стали ограничиваться, и стали изучать фотографии и документы, сохранившиеся в семье, а также архивные материалы. Долгая и кропотливая работа по сбору маленьких осколков была вознаграждена. Сейчас в нашем распоряжении информация по 16 фамилиям и по каждой из них минимум до 5 поколения. По 4 направлениям родства нам известны имена родственников до 9-го поколения. Самое древнее упоминание о моих родных датировано 1699 годом. В нашем архиве имеются фотографии 13 представителей пятого поколения и две – шестого. На данный момент список моих родственников по крови составляет более 850 человек. Безусловно, каждый из них заслуживает внимания, но в данной работе я хотела бы рассказать о моей прабабушке, Кулиш (Яценко) Зинаиде Алексеевне. Именно после разговора с ней папа начал изучать историю нашей семьи, и особое место в этой летописи занимает Великая Отечественная война. Бабушка, несмотря на свою молодость, в уже далекий

201

для нас 1941 год, была участницей самой кровопролитной войны в истории человечества.

Деревня, где жила бабушка, находилась в очень красивом месте, которое носит говорящее название «Святогорье», на северной окраине Донецкой области рядом с древней Святогорской лаврой. Бабушка знала все леса в округе, еще девчонкой она убегала туда погулять с подружками. Но наступил 1941 год. Осенью всем поселковым девочкам необходимо было пройти ускоренный курс по оказанию первичной медицинской помощи в Краснолиманской фельдшерско-акушерской школе. С первых же дней возвращения из медшколы, бабушка ухаживала за ранеными, помогала делать перевязки. В это время фашисты рвались на территорию Донбасса, а с августа 1942 года начался отсчет шести месяцам оккупации Святогорских земель.

«Холод, голод, истязания мирных жителей и сейчас еще глубоко в моей памяти» – вспоминала бабушка уже в преклонном возрасте.

В феврале 1943 года Красная Армия освободила Святогорск. Все девушки подались в медсанбат. Но бабушку Зину не взяли – ростом не вышла, да и лет маловато. «Пришлось схитрить, – вспоминала бабушка, – добавить годик».

Так она добилась призыва в медсанчасть 229-ой отдельной курсантской стрелковой бригады, стоявшей в обороне на левом берегу Сиверского Донца. Разведчики ласково называли ее «малышка».

Трудно себе представить, как маленькая, хрупкая девушка, рискуя своей жизнью, выносила с поля боя раненных солдат и мужчин, которые были вдвое крупнее и тяжелее её самой, она вынуждена была делать перевязки прямо под пулями врага, видеть боль и смерть. Самый первый раненый получил тяжелое ранение в живот.

«Особенно жарким выдался день, когда наш третий батальон форсировал реку у Святогорска, – рассказывала бабушка. – Надо же так случиться, с моим-то опытом и первый раненный в живот. Боец без сознания.

202

Да и я почти в обмороке. Кое-как прикрыла рану, потихонечку втянула его на плащ-палатку и к берегу, в полевой медсанбат. Живым доставила бойца, сдала врачам и снова в боевые порядки батальона. Сколько раз пришлось в этом бою возвращаться с ранеными на берег, уже и не помню»[1].

С апреля 1943 по август 1944 года работает санитаркой. С августа 1944 по июнь 1945 года служит в должности санитара-носильщика эвакотранспортного взвода 327 медико-санитарного батальона 230 стрелковой дивизии 1 гвардейской армии.

При подготовке наступательной операции по освобождению Донбасса из-за знаний местности была включена в состав разведывательной группы. В мае 1945 года в составе разведывательной группы ходила на задания на правый берег Донца. В канун наступления группа, в которую входила бабушка, захватила пленного, который оказался шифровальщиком дивизионной радиостанции.

Двести тридцатая стрелковая дивизия принимала участие в освобождении Харцизска, Макеевки, Сталино (ныне Донецк) и получила почетное наименование Сталинской. Командиром взвода был хирург майор Хромов.

За участие в героическом штурме и освобождении Варшавы 17.01.1945г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.06.1945 г. награждена медалью «За освобождение Варшавы». Медаль была вручена 16 марта 1967 года[2]. Награждена двумя медалями «За боевые заслуги»[3], медалью «За взятие Берлина». Медаль была вручена 02.04.1946 г. в Иркутске[4]. Награждена медалью «За победу над Германией в ВОВ 19411945гг.». Медаль вручена 05.05.1946 г. в Иркутске[5]. Также награждена орденом Отечественной войны второй степени[6].

Участвовала в боях:

-за освобождение Донбасса и его областного центра города Сталино;

-при овладении городами Сохачев, Скерневице, Лович;

-за город Гнезен (Гнезно) на путях к г. Познань;

203

При переходе границы Германии и вторжении в пределы немецкой Померании, овладение городами Шенланке, Лукатц, Крейтц, Вольденберг, Дрезден;

-при овладении городом-крепостью Кистжинь (Кюстрин) на реке Одер, прикрывавшем подступы к Берлину;

-за прорыв обороны на востоке Берлина;

-за взятие Берлина [7].

Всемейном архиве хранятся восемь благодарностей от командования, в том числе от Главнокомандующего советскими оккупационными войсками в Германии Маршала Советского Союза Жукова Г.К.

Советские медики оказывали помощь не только солдатам Красной Армии, когда долг милосердия и неравнодушие к чужой боли обязывали спасать и раненных солдат противника. Однажды, во время боя, бабушка помогла умирающему немецкому солдату, который был тяжело ранен в живот и истекал кровью. Зинаида Алексеевна оказала ему первую помощь, вынесла с поля боя в безопасное место и передала санитарам медсанбата. В благодарность за своё спасение раненый солдат подарил бабушке перстень. Спустя много лет и до конца своей жизни бабушке не удалось повстречать его вновь. Разыскивать пленённого врага было небезопасно, поэтому никто не знает его судьбу. Кольцо до сих пор хранится в моей семье, как символ милосердия, мужества и благодарности за душевный подвиг. Расписалась на стенах Рейхстага. Была рядом с тем местом, где сожгли тело Гитлера, видела пепелище. В здании госпиталя, где служила бабушка, был подписан пакт о капитуляции Германии. То здание было единственным, относительно уцелевшим после ожесточенных боёв. По приказу командования госпиталь и всех раненых перевезли в другое место, а в здании был подписан исторический документ, положивший конец войне и страданиям миллионов людей во всем мире. Была участником парада победы советских войск в Берлине.

204

По решению 12 сессии Верховного Совета СССР демобилизована из рядов Вооруженных Сил 26 июля 1945 года. После войны бабушка вышла замуж, родила двоих детей. До 1966 года работала в детских больницах. С 1967 года машинист электровоза шахтоуправления «Новое».

С 1987 года вышла на пенсию. Работала в ламповой шахте «Новая Валюга». Была награждена медалью «Ветеран труда» и многими юбилейными медалями. Долгое время работала в Совете ветеранов войны и труда города Дзержинска, Донецкой области. В последние годы жизни, после инсульта, была парализована.

Свою историю бабушка успела лично рассказать моему папе. Ее слова вдохновили его, а потом и меня на дальнейшее исследование истории семьи

ипоиск наших корней. Бабушки не стало 5 октября 2001 года.

Яочень горжусь тем, что в истории моей семьи был такой человек, как моя прабабушка. Своим мужеством и безграничной смелостью перед лицом войны, она показала преданность Отечеству и готовность пожертвовать собой ради будущего своих детей. Трудно представить, на что шли люди ради мира и счастья своей Родины. С болью в сердце, вспоминая события Великой Отечественной войны, казалось бы, мы должны понять, что она ведет только к разрухе, жертвам, крови и страданиям.

Сколько их прогремело над нашей землей...

Всяких войн, небольших и больших. И за каждой войной, и за каждой войной Сколько сломанных судеб людских...

Сколько выдержать может живой человек? Кто ответит за ужас сполна?

Пусть уходит навек, пусть уходит навек Это страшное слово «война».

Список источников и литературы

1.Из воспоминаний Кулиш Зинаиды Алексеевны.

2.Семейный архив.

3.Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации.

4.Семейный архив.

5.Семейный архив.

6.Семейный архив.

7.Семейный архив.

205

А.Р. Мочалова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МОИХ РОДНЫХ В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Моя семья многонациональная. Основная часть родственников (по маминой линии) жила на Украине в Полтавский области. Родственники по папиной линии жили и живут во Владимирской области, г. Ковров. Мой родной город – город Саров. Ядерный центр России. Мои родители и бабушки с дедушками работали и работают на оборонном предприятии «РФЯЦ-ФГУП ВНИИЭФ» – « куют ядерный щит России».

ПАНЧЕНКО АНАСТАСИЯ СЕМЕНОВНА

Прабабушка Анастасия Семеновна Панченко (Литвененко) - (19252007 гг.)

Родилась на Украине в селе Устимовка в 1925 году, у нее была большая семья (3 сестры и 2 брата) 3 сестры – Вера, Надежда, Любовь. Они всю жизнь прожили в селе Устимовка. Прабабушка закончила «восьмилетку».

Огромные материальные и людские потери понесла Полтавщина в период Великой Отечественной войны – 18 сентября 1941 года немецкофашистские войска захватили Полтаву и Пирятин, а 13 октября была оккупирована вся Полтавская область. Однако с оккупацией края, которая продолжалась два года, не прекращалась борьба населения против фашистов

– в тылу врага действовали партизанские отряды, подпольные организации. Заняв г. Кременчуг, немецко-фашистские оккупанты приступили к

массовому угону советских людей в рабство в Германию. Непосредственный угон в рабство осуществлялся специально созданной биржей труда. Немецкие военные власти всякими путями старались скрыть чинимые ими насилия при угоне советских людей в рабство. С этой целью они от всех

206

отправляемых принудительно в Германию, требовали подписывать так называемые трудовые обязательства, гласящие о том, что он едет добровольно. А за отказ подписывать такое обязательство, комендатура арестовывала таких лиц и держала под арестом несколько дней, принуждая подписывать обязательство. Жители города не хотели быть рабами немецких извергов, поэтому пытались любой ценой скрыться от угона в Германию, путём неявки на биржу труда, выписки из домовой книги под предлогом, что уезжают в Германию, а сами прятались в укрытиях, жили в подвалах, на чердаках и других местах. Некоторые сознательно наносили себе тяжёлые увечья, чтобы избавиться от немецкой каторги. Как ни старалось население скрыться от угона в Германию, немцы из месяца в месяц отправляли большими группами жителей Кременчуга в Германию, преимущественно молодежь. Молодых девушек и парней в возрасте от 15 до 25 лет, в том числе была забрана и Анастасия Семеновна Панченко. Когда ей было 19 лет (вес 37 кг) собиралась очередная партия из молодежи для отправки в Германию в трудовой лагерь. В Германии бабушка провела более 2-х лет, один год в лагере, до освобождения войсками советской армии в 1945 году. И год работала на бауэров (местных хозяев ферм).

Из писем, присылаемых своим родственникам и знакомым – лицами, угнанными в рабство и рассказам вернувшихся по болезни и побегам, было видно, что немецкие изверги размещают советских граждан как правило, в лагерях огороженных колючей проволокой, в барачных холодных и сырых помещениях. Лагеря охраняет полиция, подвергает невыносимым тяжёлым, чёрным работам. Заставляет работать по 12-14 часов в сутки. Обувью и одеждой никакой не обеспечивают. Больным медпомощь не оказывается. Кормят всевозможными отбросами. При отступлении из города Кременчуга, немецкие захватчики хотели угнать всё население города в Германию. Кто не хотел уходить, угрожали расстрелом. Но стремительное наступление Красной Армии нарушило планы немцев.

207

После войны прабабушка работала медсестрой в г. Кременчуге, в 1950 году она вернулась в родное село. В 1950 году она вышла замуж за Панченко Владимира Яковлевича. У нее 2 детей (дед Коля 1946 г.р., Леонид Владимирович 1953 г.р.). Анастасия Семёновна прожила оставшуюся жизнь

вУстимовке.

Освоей жизни там всегда рассказывала со смехом. Лишь позже мама поняла, что за смехом скрывался страх и боль, которую хотелось забыть. Вспоминала бабушка как работала в лагере на кухне, как воровали еду (в основном очистки от картошки, остатки хлеба и еды, которые предназначались скоту) для своих соседей по бараку. Вспоминала об отношении немцев к ним: были и свирепые, и жестокие, но и встречались неравнодушные; как менялось и настроение, и отношение к заключенным с приближением советских войск. Удивительно, но даже в тех условиях «наши девчата» вели себя, как и 16-летние девушки наших дней: в предчувствии близкого освобождения, бабушка и ее подружки прокололи себе уши и вместо сережек носили колечки из тоненьких гвоздей, уж очень хотелось быть красивыми. Хорошие воспоминания у нее остались о простых немцах, о тех, у которых она работала. После войны прабабушка работала в госпитале г. Кременчуга медсестрой.

В 1990 году Анастасия Семеновна получила компенсацию в виде марок за 2 года пребывания в трудовом лагере.

МИХАЙЛОВ МАКСИМ ТИХОНОВИЧ

Прадед Максим Тихонович Михайлов (1905 г.р.) и прабабушка Зинаида Михайловна (1919 г.р.). Война застала их в с. Меловатка, Воронежской обл.

Воронежская область с первого дня войны была объявлена на военном положении. Воронежцы встали на защиту своей Родины. Многие были мобилизованы в армию, многие ушли на фронт добровольцами, тысячи совсем еще мальчишек и девчонок готовились встать на защиту родины. Уже в первые недели военных действий в народное ополчение вступило более 60

208

тысяч воронежцев, а в августе 1941 года был сформирован Воронежский добровольческий полк под командованием героя гражданской войны полковника Михаила Емельяновича Войцеховского.

Вся жизнь области была перестроена на военный лад. Уже летом 1941 года в Воронеже было налажено производство военной продукции. На заводе имени Коминтерна стали изготавливать реактивные установки – « Катюша». На Воронежском авиационном заводе строили самолеты-штурмовики Ил-2. Отрожский вагоноремонтный завод выпускал зенитные бронеплощадки. Необходимую продукцию выпускали и другие имеющиеся на территории области заводы. Рабочие трудились не жалея сил, подростки работали наравне со взрослыми.

К этому времени дедушка лишился одной ноги и поэтому на фронт не попал. До войны дед был директором школы и начальником политотдела и в этом же качестве продолжал работу в тылу: был директором школы с. Вязовка, преподавал историю и конституцию, а также проводил политбеседы с колхозниками, готовил новых солдат на фронт, занимался сбором продуктов и одежды для отправки на фронт. Бабушка до войны была учителем русского языка старших классов и в войну продолжала преподавать.

С июня 1942 года Воронеж стал подвергаться фашистским бомбардировкам. 13 июня 1942 года вражеские бомбы были сброшены на городской сад пионеров, в результате чего погибло много детей. 27 июня фашистской авиацией был разрушено здание драматического театра.

Двадцать восьмого июня 1942 года началась наступательная операция немецко-фашистских войск – на воронежском направлении. Гитлеровцы дали этой операции кодовое название «Blau» (Блау – в переводе с немецкого «синяя»). Для ее осуществления была создана группа армий «Б», в которую вошли лучшие немецкие части, дивизии и 2-я венгерская королевская армия. Наступление было очень масштабным и велось с нескольких сторон. Часть вражеских войск направлялась непосредственно к Воронежу, часть шла на

209

Острогожск. В это же время несколько немецких дивизий пытались прорваться к Дону на рубеж Гремячье – Коротояк – Лиски. Наступление сопровождалось ежедневными налетами вражеской авиации.

После окончания войны Максим Тихонович работал 1-ым секретарем райкома. Оставил мемуары о военных и послевоенных годах.

Таким образом, в истории моей семьи были и работники тыла, и непосредственные участники военных событий. Даже сейчас мои родственники имеют отношение к обороне страны.

Б.Р. Мухарметова, П. В. Васильевич,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ВОСПОМИНАНИЯ СЕМЬИ О ЛЕТЧИКЕ ПОЛИТЫКИНЕ ВАСИЛИИ КОНСТАНТИНОВИЧЕ

В феврале 1942 года наша семья получила извещение о том, что наш отец Политыкин Василий Константинович, штурман авиационного разведывательного полка, пропал без вести 14 декабря 1941 года при выполнении боевого задания.

Пропал без вести, но это еще не значило, что погиб. Было немало случаев, когда пропавшие без вести оставались живыми и возвращались для продолжения службы в рядах Красной Армии.

Мною делались попытки узнать как можно больше о судьбе моего отца. Какой-либо дополнительной информации до 1961 года не удалось найти.

Переломным моментом стал 1961 год, когда было раскопано место падения самолета на заболоченном лугу около деревни Ширяиха Гжатского района Смоленской области.

210

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]